
Регулировка углов установки колес — базовая техническая процедура в обслуживании автомобиля, напрямую влияющая на безопасность движения и экономичность эксплуатации транспортного средства. Правильные параметры развала и схождения обеспечивают равномерный износ протектора шин, увеличивая срок их службы на 15–20%, оптимальное сцепление с дорожным покрытием, снижение расхода топлива, а также стабильность курсовой устойчивости автомобиля. При нарушении геометрии ходовой части возникают неравномерный износ шин, увод автомобиля в сторону, вибрация руля на определенных скоростях, что значительно снижает срок службы деталей подвески и повышает риск аварийных ситуаций.
Когда необходимо проводить «развал-схождение» для авто
Выполнение процедуры регулировки углов установки колес требуется с определенной периодичностью для поддержания оптимальных ходовых характеристик транспортного средства. Техническая необходимость проверки «развал-схождения» возникает при плановом техническом обслуживании через каждые 15–20 тыс. км пробега или раз в год. Особое внимание этой процедуре следует уделить после проведения ремонтных работ с подвеской или рулевым управлением.
Показаниями к незапланированной регулировке служат:
- неравномерный износ протектора шин по внутреннему или внешнему краю;
- смещение автомобиля от прямолинейной траектории;
- нестабильность при торможении;
- вибрация рулевого колеса на скоростях 80–100 км/ч;
- отклонение руля от центрального положения.
Также «развал-схождение» проводится после сильных ударов о препятствия (бордюры, ямы), установки дополнительного оборудования, меняющего развесовку (силовые бамперы, лебедки), и после эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, где множественные удары могли нарушить заводские настройки геометрии подвески.
Как подготовить автомобиль к процедуре
Процесс подготовки транспортного средства к процедуре регулировки углов установки колес начинается с диагностики и устранения всех неисправностей подвески. Критически необходима проверка люфтов шаровых опор (допустимый показатель 0,5–1,0 мм), состояния сайлентблоков рычагов, стоек стабилизатора, рулевых наконечников и ступичных подшипников. Давление в шинах должно соответствовать рекомендациям производителя (обычно 2,0–2,4 бар).
Перед регулировкой требуется выполнить такие действия:
- устранить подтеки масла из амортизаторов;
- проверить геометрию дисков на отсутствие деформаций;
- удалить лишний груз из багажника;
- обеспечить заправку топливного бака примерно до половины объема;
- очистить колесные арки от грязи;
- обработать регулировочные болты проникающей смазкой.
Для максимальной точности процедуры рекомендуется совершить пробную поездку на 15–20 км, что позволит прогреть подвеску и стабилизировать ее параметры. При наличии пневмоподвески необходимо установить клиренс в стандартное положение, а при регулярной эксплуатации с полной загрузкой эту нагрузку следует симулировать при регулировке.